ИСТОРИЯ
История рождения проектно-конструкторской и строительной фирмы «СТАРЛИТ» начиналась в самый разгар эпохи «застоя». 5 ноября 1971 года в среде студентов Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ) возникла группа, назвавшаяся Группой Динамики и Конструкции Парусных Яхт (ГД и КПЯ). У истоков группы стояли конструкторы: Шайдоров В.В., Стружилин А.С., Сиденко И.И., Новоселов С.Б.

Группа поставила перед собой цель - создать в стране конструкторское бюро, занимающееся научными исследованиями в области гидроаэродинамики и прочности парусных яхт, проектированием яхт, разработкой технологий их постройки.

Студенты понимали, что такая организационно сложная задача может быть решена только в процессе живой конкретной работы. Такой работой стало строительство стеклопластикового четвертьтонника «Курьер-1». Исследовательские и перспективные работы шли параллельно со строительством. «Курьер-1» был спущен на воду в 1975 году и положил начало серии проектов яхт этого класса с этим же названием: «Курьер-2» - по заказу Ленинградской верфи ВЦСПС; «Курьер-3».

Большую помощь в официальном становлении Группы оказало руководство и профессорско- преподавательский состав ЛКИ. В результате слияния ГД и КПЯ со студенческим конструкторским бюро и последующей его реорганизацией в начале 1975 г. в ЛКИ было образовано СКБ «Океан». Возглавил СКБ «Океан» молодой инженер Александр Стружилин. Это был этапный момент в истории Группы, в результате которого было существенно расширено поле ее деятельности.

Группа динамики и конструкции парусных яхт

Стали постоянно проводиться работы по исследованию гидродинамики корпусов и плавников яхт в опытовом бассейне и аэродинамической трубе, исследовались вопросы прочности корпусов, рулей, мачт и т.п., разрабатывались прогрессивные на то время технологии постройки, такие как, например, многослойная запрессовка корпусов на «болване» из 5-6 мм рейки, на базе которой в дальнейшем на Ленинградской верфи ВЦСПС были построены:
- яхты проекта СТ36 – знаменитый «Форвард» - неоднократный призер многих парусных гонок включая «Операцию парус»;
- яхты полутонного класса проекта СТ35 - известная яхта «Северное сияние» - головная яхта этой серии, неоднократный призер многих парусных гонок.

В дальнейшем по этой технологии на ЛЭС были построены яхты ЛЭС 1210, ЛЭС 750, ЛЭС 22.

СТ31

В группе проектирования одним из первых в СССР с 1979 года стали разрабатываться и изготавливаться опытные образцы яхтенных навигационных приборов: лаги, радиопеленгаторы, датчики скорости и направления ветра.

Первым заказчиком Группы стала Таллиннская экспериментальная верфь спортивного судостроения - так и оставшаяся на долгие годы в числе постоянных заказчиков фирмы. Для этой верфи был выполнен комплекс научно-исследовательских работ по гидродинамике корпусов, разработан проект стеклопластикового четвертьтонника СТ25, долгие годы серийно выпускавшегося верфью.

В это же время была последовательно разработана серия проектов яхт полутонного класса: СТ28 (1979 год), СТ29 и СТ31 (1981 год), первый стеклопластиковый образец которого был построен в 1983 году непосредственно Группой и получил широкую известность в стране под именем «Scandal».

В дальнейшем на базе этого проекта была разработана модификация с деревянным корпусом, серийно выпускавшаяся на ЛЭС с 1984 по 1989 годы, а ныне выпускающаяся в г.Евпатории.

В это же время при факультете общественных профессий ЛКИ было открыто инженерное отделение, где читались лекции по курсу «Конструктор спортивных парусно-моторных судов». Это фактически и стало началом школы яхтенных конструкторов. Занятия в школе вел не только А.С. Стружилин; привлекались специалисты с других кафедр и предприятий города.

В 1977 году был первый выпуск конструкторов. Отделение просуществовало до 1983 года. Конечно, богатая научно-исследовательская база ведущего кораблестроительного института страны позволяла проводить всесторонние и глубокие теоретические и экспериментальные исследования в области парусных яхт, однако, рамки учебного заведения с его жесточайшей регламентацией финансовой и кадровой политики вскоре встали непреодолимой стеной на пути дальнейшего творческого роста Группы.

Поэтому, когда в декабре 1982 года А.С. Стружилин был приглашен главным конструктором на Ленинградскую экспериментальную судоверфь ВС ДСО профсоюзов, он с готовностью принял это предложение. Здесь он работал до декабря 1988 года, успев снять с производства яхту-монстра - «Марина», построить знаменитую яхту «Форвард» (проект СТ36, 1983 г.), а также запустить в серийное производство проекты СТ31, ЛЭС 35, ЛЭС 22 и другие суда. Готовился к серийному производству новый полутонник СТ30 и однотонник СТ36.

СТ36 «Форвард»

А в это время в ЛКИ продолжала функционировать Группа проектирования парусных яхт, хотя уже и с большим трудом. 1988 год стал для Группы решающим. Группа разделилась на две юридически самостоятельные части: студенты объединились в кооператив «Мобиле» при ЛКИ; инженерный состав по инициативе Спорткомитета СССР объединился в многопрофильный кооператив «Одиссей».

В феврале 1988 года А.С. Стружилин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по проектированию парусных яхт и в январе 1989 года ушел с верфи и вернулся опять в Группу, а с ним - несколько наиболее профессионально грамотных конструкторов и технологов.

А. Стружилин и ряд конструкторов ПКБ принимали участие в программе постройки советской яхты «Fazisi» для кругосветной гонки «WHITBREAD 1989 - 1990». Когда организаторам этой программы уже к концу 1988 года стала очевидна неспособность студенческого коллектива «Мобиле» разработать документацию по этой яхте, эта группа в рамках срочно созданного в г. Поти творческого коллектива взяла на себя работы по проведению всех прочностных расчетов корпуса, по разработке конструктивных чертежей и исправлению весовой удифферентовки и центровке яхты по боковым силам, были выполнены расчеты по оптимизации аэродинамической схемы парусности.

По завершению этой работы ПКБ получило от «ФАЗИС СП» заказ на проектирование и разработку рабочих чертежей круизной алюминиевой яхты «ФАЗИС-52».

С 1993 года Александр Стружилин открывает свою, частную проектно-конструкторскую и экспертно - консалтинговую фирму «СТАРЛИТ», которая приняла на себя все обязательства по авторскому надзору за окончанием постройки 65-тонного Кэтча «Урания 2» (проект 2200), спущенного на воду в ноябре 1994 года. Следующими работами ПКБ «СТАРЛИТ» стали проекты 16-метровой алюминиевой яхты СТ1620 и стального 22-тонного Кэтча СТ1490, который был спущен на воду осенью 1995 года и под названием «Аира II» летом 1996 года ушел в кругосветное плавание, а также проект алюминиевой яхты СТ1400, которая летом 1999 года была спущена на воду под названием «Dragetta».

Значительную долю в деятельности фирмы занимают работы по проектированию и изготовлению мачт, люков, палубного оборудования и судовых устройств, выполняемые по индивидуальным заказам строителей яхт. Работая в тесном контакте с известной производственной фирмой «Радзевич» в период с 1994 по 1999 годы, мы изготовили и поставили мачты и такелаж на 70-тонную яхту (г. Киев), на 100-тонную стальную яхту проекта «ПМС» (г. Кронштадт), на 16-метровую яхту «Апостол Андрей», ушедшую осенью 1996 года в кругосветное плавание, и ряд других крупных парусных судов.

ПРОЕКТНО – КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «СТАРЛИТ»
СЕГОДНЯ

Нынешним генеральным директором КБ «Старлит» является Маслихин Илья Викторович, выпускник Санкт-Петербургского Государственного Морского Технического университета. Маслихин И.В. работал на отечественных и европейских судостроительных верфях и конструкторских бюро. Помимо руководящей должности, на некоторых проектах выполняет функции главного конструктора.

Последние годы ПКБ разрабатывает проекты под надзором Государственной Инспекции по Маломерным Судам и Российского Речного Регистра. Имеются соответствующие сертификаты и свидетельства о признании.

ПКБ специализируется по следующим направлениям:
1. Проектирование, модернизация судов различного назначения
2. Проектирование судовых устройств: мачт для парусных и моторных судов, трапов, рубочных окон, иллюминаторов, рулевых устройств и другого оборудования
3. Проектные работы при переоборудовании и ремонте судов и парусных яхт
4. Оказание услуг при комплектации яхт и судов покупным оборудованием
5. Экспертные услуги по анализу качеств судов, устройств и проектов.

При проектировании используются проверенные решения и методики. Поэтому суда и устройства, изготовленные по проектам ПКБ «Старлит», обладают высокими параметрами надежности и долговечности. Большое внимание уделяется вопросам эргономики и дизайна.


ООО "Старлит", 2009 - 2015
Санкт-Петербург, Петровская коса, д. 9
+7 (961) 607 - 80 - 47, info@starlit-kb.ru